Армирование углов фундамента: как вязать, особенности обвязки углов и правильное армирование

Содержание
  1. Для чего нужно армирование фундамента
  2. Типичные ошибки
  3. Сколько нужно прутка
  4. Варианты армирования прямых углов и мест примыканий
  5. Первый способ
  6. Второй способ
  7. Третий способ
  8. Требования по СНИП
  9. Выбор арматуры
  10. Важные правила армирования
  11. Инструкция по армированию углов
  12. Полезные советы при армировании основания.
  13. Схема действий
  14. Армирование углов и мест примыканий ленточного фундамента
  15. Зачем нужно армировать ленточный фундамент
  16. Материалы для армирования
  17. Как правильно сделать армирование
  18. Варианты армирования прямых углов и мест примыканий
  19. Первый способ
  20. Второй способ
  21. Третий способ
  22. Армирование тупых углов
  23. Правильное армирование углов – конструктивные нюансы
  24. Анкеровка при перевязке
  25. Способы (схемы) вязки
  26. Армирование ленточного фундамента своими руками
  27. Выбор арматуры
  28. Схема армирования
  29. Фиксация арматуры
  30. Правильное армирование углов ленточного фундамента
  31. Схема внахлёст – прямые участки
  32. Варианты соединений арматуры в углах
  33. Стыкование с загибом основной арматуры
  34. Хомут Г-образной формы
  35. Хомут П-образной формы
  36. Тупой угол

Для чего нужно армирование фундамента

На несущую основу здания действуют все виды нагрузок: от веса конструкций до внешних воздействий (грунт, снег, ветер). И если сжимающие нагрузки монолита не страшны — класс бетона на сжатие был бы правильно выбран — то напряжение, которому подвергается низ фундамента, не работает. Усиление, во много раз превышающее предел прочности на разрыв, помогает справляться с такими силами. Для стали А400 (AIII), применяемой для армирования фундаментов, эта характеристика составляет 400 МПа, тогда как для бетона этот показатель составляет всего 3-4 МПа.

Правильное армирование особенно важно для неглубоких ленточных фундаментов, которые в целях экономии часто заливают под частный дом. Эта конструкция представляет собой каркас, состоящий из петлевых и надежно соединенных балок, которые свободно опираются на землю. Причем это не фиксированная база, как из-за неоднородной структуры, так и из-за влияния факторов, вызывающих движение: поверхностная и подземная влажность, растительность, перепады температур. Поэтому для фундамента требуется жесткий и раздвижной каркас.

Типичные ошибки

Все способы соединения углов и смежных арматурных швов направлены на сохранение целостности арматурного каркаса вне зависимости от его конфигурации. Прочность ленточного фундамента зависит от правильной анкеровки концов продольной арматуры. Следующие схемы приводят к неправильному армированию углов ленточного фундамента:

  1. Армирование угловых зон ленточного фундамента крестами арматуры вязкими продольными стержнями арматуры под прямым углом.
  2. Установка в углах и прилегающих участках гнутой продольной арматуры без анкеровки.

Эти ошибки являются наиболее частыми и могут привести к разрушению фундамента в точках угловых стыков и примыканий.

Угловые и смежные стыки выполнены путем переплетения решеток продольных стержней арматуры

Типичная ошибка при армировании углов и стыков — соединение продольной арматуры методом поперечной решетки. Такое соединение арматуры без надлежащей анкеровки стержней может привести к разрушению бетонного монолита из-за разнонаправленных нагрузок, возникающих в углах перемычки фундамента.

Использование гнутой продольной арматуры для усиления угловых стыков и упоров

  1. Угловые стыки без внутренней и внешней продольной арматурной балки (1) не обеспечивают жесткой фиксации стержня.
  2. Разрушение фундамента может произойти не только из-за образования поперечных трещин, но и из-за отслаивания внутренних углов.

Во избежание образования трещин, сколов и расслоения на углах и плечах перемычки фундамента необходимо правильно связать концевые стяжки продольной арматуры и провести их надежную анкеровку. Правильное армирование углов ленточного фундамента — залог надежности и долговечности постройки.

Сколько нужно прутка

Разработав схему армирования ленточного фундамента, вы знаете, сколько вам потребуется продольных элементов. Они адаптируются по всему периметру и под стенами. Длина ленты будет длиной арматурного стержня. Умножив его на количество витков резьбы, получается необходимая длина рабочего якоря. Затем к полученной фигуре прибавьте 20% — запас на стыки и нахлёстки. Именно столько в метрах вам понадобится рабочая фурнитура.

Посчитайте по схеме, сколько продольных ниток, затем посчитайте, сколько строительных стержней потребуется
Посчитайте по схеме, сколько продольных ниток, затем посчитайте, сколько строительных стержней потребуется

Теперь необходимо рассчитать количество конструктивного усиления. Считайте, сколько должно быть поперечных перемычек: длину ленты разделите на шаг установки (300 мм или 0,3 м, если следовать рекомендациям СНиП). Затем посчитайте, сколько времени нужно на изготовление перемычки (сложите ширину каркаса арматуры с высотой и увеличьте ее вдвое). Полученная цифра умножается на количество перемычек. Также добавьте к результату 20% (для соединений). Это будет количество конструктивного армирования для армирования ленточного фундамента.

По аналогичному принципу подсчитайте количество, необходимое для усиления подошвы. Собрав все вместе, вы узнаете, сколько арматуры нужно для фундамента.

Варианты армирования прямых углов и мест примыканий

Угловые элементы ленточного фундамента испытывают наибольшие нагрузки после возведения здания. Поэтому надежность и долговечность всей конструкции будет зависеть от того, насколько качественно выполнено армирование этих участков фундамента. Простое вязание продольных армирующих элементов под прямым углом недопустимо, так как такой способ не дает дополнительной прочности. Существует три основных метода усиления углов и стыков ленточного фундамента:

Первый способ

Основная внешняя продольная арматура изгибается на 90 градусов. Внутренние продольные стержни также изогнуты под углом 90 градусов и прикреплены резьбой к внешним продольным стержням. Размер гнутой части внутренних стержней должен быть равен 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо проделать на всех горизонтальных уровнях арматурного каркаса.

Шаг вертикальной (поперечной) арматуры в угловых элементах и ​​стыках должен составлять 0,5 основного шага. То же требование к проходу применяется ко всем другим методам усиления углов и стыков.

Первый способ укрепить углы

Второй способ

Этот способ крепления к угловым стыкам и упорам для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто применяется. Если длины продольных стержней недостаточно для их изгиба, используют Г-образные крепежи, длина каждого плеча таких элементов должна быть не менее 50 диаметров основного якоря. Наружные продольные стержни соединены друг с другом посредством L-образного элемента. Каждый внутренний продольный элемент соединен с внешним арматурным стержнем посредством L-образного элемента. Для усиления углового соединения требуются три L-образных зажима L для каждого продольный уровень каркаса. Для присоединения требуется два таких элемента для каждого уровня.

Углы усиленные Г-образными элементами

Третий способ

Чтобы каркас металлической арматуры был более прочным, в углах и стыках устанавливаем П-образные элементы. Ширина таких элементов соответствует ширине арматурного каркаса, а длина составляет не менее 50 диаметров продольного арматурного стержня. Эти элементы вяжутся у основных продольных стержней открытой частью буквы «П» по направлению от угла. Для усиления угла нужны два таких элемента (на каждом горизонтальном уровне), для стыка — по одному элементу на уровень.

П-образные элементы для армирования углов

Требования по СНИП

фото11169-3Работы по усилению углов ленточного основания ведутся в соответствии с нормами СНиП 52-01-2003. В регламенте указано, какое количество арматуры следует использовать в каждом отдельном случае.

Для расчетов необходимо взять общую площадь сечения всего фундамента и рассчитать от нее 0,1 процента. Полученная цифра — это минимальная площадь поперечного сечения планки, которую необходимо применить.

Все расчеты, связанные с армированием элементов конструкции, необходимо производить еще на этапе проектирования. Если этого не было сделано, то перед началом строительства фундамента необходимо продумать его армирование, определиться с типом армирования и количеством ремней.

СНиПом определяет расстояние между продольными элементами арматурного пояса (25-40 см) и минимальный шаг между поперечными перемычками (1/2 рабочего участка, но не более 30 см).

Выбор арматуры

Правильный выбор арматуры для усиления основы уголков ленточного типа положительно сказывается на прочности всей конструкции. Принимая решение об использовании стального прутка, обратите внимание на маркировку проката.

Выбор толщины арматурных стержней во многом зависит от распределения нагрузок

можно использовать фурнитуру, отличительными особенностями которой являются:

  • Возможность соединения в единую конструкцию путем сварки, о чем свидетельствует индекс С в маркировке.
  • Устойчивость к воздействию коррозионных процессов, происходящих в бетонной массе, подтверждается обозначением К в аббревиатуре.
  • Сохранение прочностных характеристик при скреплении элементов вязальной нитью. Такие стержни, соответствующие классам А-2, А-3, изготавливаются из стали 35ГС, соединяются только проволокой. Дуговая сварка для крепления не допускается.

Для армирования используют металлические прутки диаметром 10-12 мм. Выбор марки и ассортимента осуществляется по предварительным расчетам.

Важные правила армирования

Метод армирования
Рисунок 4. Как выглядит усиление углов ремня

Чтобы конструкция ленты была прочной, вязку уголков необходимо производить технологически правильно. Вы должны соблюдать следующие правила:

  1. Металлические бруски располагаются на расстоянии 5 см от края границ конструкции. В этом случае они будут защищены от ржавчины, если края основания начнут портиться.
  2. Минимальное расстояние между перемычками — 25 см, но дальше не располагайте их на расстоянии 45 см друг от друга. Таким образом обеспечивается расчетная прочность фундамента.
  3. Общий диаметр слоя при армировании ленточной конструкции составляет 0,1% от ее общего поперечного сечения. Для определения этого параметра высоту основания умножают на ширину.
  4. Расстояние между вертикальными стержнями при армировании 50-80 см.
  5. Диаметр основной арматуры 1-2 см. Что касается дополнительных элементов, то здесь показатель 0,4-1 см.
  6. Работы по армированию и вязанию фундамента следует проводить в строгой последовательности.
  7. Маркировка K на дужках указывает на их устойчивость к коррозии и ржавчине.
  8. Если основание полосы неглубокое или среднее, количество полос для армирования составляет 1-3. Для глубоких фундаментов этот показатель равен 3.
  9. В местах пересечения стержней используется металлическая сетка. Осколки имеют длину не менее 20 см и диаметр 1,2 мм.

Важно! В углах не должно быть металлических стыков. Все расчеты количества используемого материала, его расположения выполняются еще на этапе проектирования здания.

Инструкция по армированию углов

Первым делом нужно определиться со схемой армирования. Самым простым и распространенным видом армирования углов ленточного фундамента является использование Г-образных элементов.

Итак, чтобы укрепить фундамент арматурой, необходимо придерживаться следующей последовательности:

  • Когда траншея для фундамента готова, на ее дно необходимо уложить кирпичи высотой около 5 см. Это нужно делать так, чтобы между основанием фундамента и арматурным каркасом получился небольшой зазор.
  • Затем нужно подготовить вертикальную арматуру, которая будет служить каркасом стеллажа. Для этого необходимо измерить высоту будущего фундамента и обрезать арматуру до необходимой высоты, при этом важно помнить, что она не должна доходить примерно до 10 см от поверхности будущего фундамента.
  • После этого на уже уложенные кирпичи укладывается продольная арматура каркаса. Для этого больше подойдет целая броня.
  • Далее на расстоянии около 50 см друг от друга перемычки необходимо привязать к горизонтальной арматуре с помощью специальной вязальной нити и крючка. Их следует размещать на расстоянии примерно 5 см друг от друга с каждой стороны фундаментных стен.
  • Далее необходимо по углам образовавшихся квадратных ячеек обвязать вертикальные стержни по всему периметру.
  • Для углов лучше заранее подготовить арматуру в виде буквы G. Подготовленные гнутые стержни укладываются, как показано на первой схеме выше, и закрепляются проволокой. Также важно помнить, что угловые рамы должны входить в корпус стены на расстоянии не менее 70 см от угла.Инструкция по армированию углов
  • Затем обвязка верхнего каркаса производится точно так же, как нижнего: продольная арматура привязывается к вертикальным стержням по всему периметру, затем привязываются поперечные стержни и выполняется усиление верхнего угла.

Когда весь арматурный каркас будет собран, можно приступать к формированию опалубки и заливке фундамента.

Полезные советы при армировании основания.

Специалисты рекомендуют при выполнении армирования как углы, так и все основание придерживаться следующих правил:

  • Арматурный каркас необходимо разместить на определенном расстоянии. Со всех сторон он должен отступить на 5 см. Это связано с тем, что фундамент при несоблюдении этого правила может начать деформироваться и осыпаться, что скажется на прочности всей конструкции.
  • Для углов нужно брать только ту арматуру, которая была загнута под углом 90 градусов и не приварена. Крепить такие элементы необходимо только на прямых участках с помощью специальной проволоки. Это придаст больше силы углам.
  • Не забывайте, что на дно траншеи необходимо уложить песчано-гравийную подушку, так как это очень важно для прочности основания как такового .

Напоследок следует отметить, что если вы не являетесь специалистом в области устройства фундаментов, рекомендуется заранее составить схему усиления углов и всего основания фундамента. Если все подобрано правильно и составлены схемы, то во время строительных работ у вас не возникнет проблем и вы сможете сэкономить не только время на выполнение работ, но и деньги, так как неправильно выполненные работы, особенно усиление углов, могут привести к отрицательному результату такие последствия, как деформация или полное разрушение фундамента.

Схема действий


Способы усиления углов при помощи П-образных хомутов

Достижение прочности углового блока каркаса ленточного фундамента достигается за счет правильного использования существующих и проверенных технологий.

Существуют такие способы углового соединения арматуры:

  • Перекрывать. Свободные концы внешнего и внутреннего горизонтальных стержней загибают и накладывают на линии противоположной ориентации. Дополнительную прочность обеспечивают мосты.
  • Хомуты Г-образной формы. Здесь переход от внешней продольной арматуры к внутренней также осуществляется с помощью соединения внахлест. Получившийся узел закрепляем Г-образным фрагментом со стороной 50-80 см.
  • П-образный зажим: внутренние и внешние линии складываются в П-образные очертания, которые замыкаются вертикальными и горизонтальными фрагментами. Считается самым крепким и надежным узлом.
  • Тупой угол. Такие соединения не несут большой нагрузки, но тоже требуют внимания. Соединение осуществляется пропусканием наружных и внешних стержней на противоположных сторонах с нахлестом 50 см, при этом вертикальные и горизонтальные перемычки ставятся в 2 раза чаще.

При создании вертикальной и замкнутой монолитной плиты рекомендуется использовать одинаковую технологию обвязки арматурных углов. Это создаст равный запас прочности по всему фундаменту. Даже если на сетку налить ленту, эти участки все равно остаются критическими с точки зрения нагрузки.

Армирование углов и мест примыканий ленточного фундамента

Фундамент — одна из важнейших частей любого сооружения, поэтому особое внимание следует уделить уже на этапе проектирования здания.

Чаще всего в качестве основы для возведения загородного дома выбирают ленточный фундамент, представляющий собой конструкцию, состоящую из металлического каркаса, залитого бетоном.

Усиление углов ленточного фундамента необходимо проводить с особой тщательностью, так как именно они испытывают наибольшие вертикальные, продольные и поперечные нагрузки как со стороны самого здания, так и со стороны грунта.

Зачем нужно армировать ленточный фундамент

Сам по себе бетон — довольно прочный и долговечный строительный материал, хорошо выдерживающий вертикальное давление. Однако без должного армирования фундамент не выдержит тяговых, горизонтальных сжимающих и изгибающих нагрузок (что приведет к растрескиванию).

Поэтому основа любого ленточного фундамента — это арматурный каркас. Зная, как правильно укрепить ленточный фундамент, а особенно углы и стыки, можно своими руками соорудить фундамент любой постройки, будь то небольшая дачная дача или трехэтажный дом.

Правильно рассчитанная и изготовленная монолитная железобетонная фундаментная конструкция обеспечит долговечность и прочность любому зданию.

Материалы для армирования

Наибольшие нагрузки испытывают продольные части арматурного каркаса ленточного фундамента, поэтому для их изготовления используются профильные арматурные стержни диаметром от 12 до 20 мм в зависимости от нагрузки (количество этажей будущего здание и материал, из которого будут возведены стены). Для вертикальных и поперечных частей конструкции можно использовать гладкую арматуру диаметром от 8 до 12 мм (в зависимости от веса стен и высоты «полотна»). Для завязывания арматуры используется специальная мягкая вязальная нить диаметром 0,8-1,2 мм.

Необходимые инструменты и аксессуары:

  • Специальная фреза для арматуры (или болгарка с дисками для резки металла).
  • Устройство (может быть выполнено из вырезов металлических уголков, швеллеров и труб подходящего диаметра) для усиления угловых отводов и изготовления вертикальных прямоугольных хомутов; Ребра жесткости L-образной и U-образной формы.При желании данное устройство заводского изготовления можно приобрести в строительном магазине.
  • Крючок, которым вяжется арматура нитью или специальным вязальным пистолетом на батарейках (можно взять напрокат — это сэкономит много времени).
  • Специальные «стулья» или «лягушки» для поднятия арматурного пояса на 50 мм от нижнего края гидроизоляционного слоя (можно использовать куски кирпича подходящего размера).
  • «Колеса» для обеспечения зазора 50 мм между опалубкой и арматурной рамой.
  • Модели с отверстиями для продольных частей арматуры, которые служат для удобства удержания деталей будущего каркаса (легко сделать из досок или толстой фанеры).

Как правильно сделать армирование

Чтобы армирование проводилось по всем правилам, должны быть соблюдены следующие требования:

  • Расстояние между продольными лямками арматуры не должно превышать 50 см. Количество лямок зависит от высоты фундамента.
  • Вертикальные и поперечные арматурные стержни (то есть поперечные ремни) устанавливаются с шагом 30 см по рекомендациям СНиП, но на практике часто делают шаг в 50 см. Иногда поперечный пояс выполняется в виде прямоугольного зажима.
  • С каждого угла с двух сторон необходимо установить по 3-4 поперечных ремня с шагом 0,5 от основного.
  • Из стыка в каждую сторону также необходимо сделать по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • Выбор диаметра основной продольной арматуры зависит от нагрузки на фундамент, то есть чем больше нагрузка, тем толще арматура.
  • Для вязания каркаса используется только специальная нить.
  • Для того, чтобы после заливки раствора вокруг металлического каркаса с каждой стороны образовался защитный слой бетона толщиной 50 мм, необходимо установить специальные приспособления: снизу каркаса «стулья» или «лягушки», и со стороны каркаса стороны — «звезды».
  • усиливать углы каркаса нужно только с помощью специальных арматурных конструкций схемы, а не просто перекрывая перпендикулярные стержни арматуры.
  • Прямые участки каркаса рекомендуется выполнять с прочной арматурой (стандартная заводская длина 11,7 м).
  • При стыковке продольных арматурных элементов необходимо строго соблюдать размеры нахлеста одного стержня на другой (для бетона М200 — 50 диаметров арматуры, для М250 — 40 диаметров, для М300 — 35 диаметров).
  • Не допускается стыковка продольных стержней арматуры в одном месте по вертикали (расстояние должно быть не менее 60 см или длина внахлест 1,5).

Варианты армирования прямых углов и мест примыканий

Угловые элементы ленточного фундамента испытывают наибольшие нагрузки после возведения здания. Поэтому надежность и долговечность всей конструкции будет зависеть от того, насколько качественно выполнено армирование этих участков фундамента. Простое вязание продольных армирующих элементов под прямым углом недопустимо, так как такой способ не дает дополнительной прочности. Существует три основных метода усиления углов и стыков ленточного фундамента:

Первый способ

Основная внешняя продольная арматура изгибается на 90 градусов. Внутренние продольные стержни также изогнуты под углом 90 градусов и прикреплены резьбой к внешним продольным стержням. Размер гнутой части внутренних стержней должен быть равен 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо проделать на всех горизонтальных уровнях арматурного каркаса.

Шаг вертикальной (поперечной) арматуры в угловых элементах и ​​стыках должен составлять 0,5 основного шага. То же требование к проходу применяется ко всем другим методам усиления углов и стыков.

Второй способ

Этот способ крепления к угловым стыкам и упорам для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто применяется. Если длины продольных стержней недостаточно для их изгиба, используют Г-образные крепежи, длина каждого плеча таких элементов должна быть не менее 50 диаметров основного якоря.

Наружные продольные стержни соединены друг с другом посредством L-образного элемента. Каждый внутренний продольный элемент соединен с внешним арматурным стержнем посредством L-образного элемента. Для усиления углового соединения требуются три L-образных зажима L для каждого продольный уровень каркаса.

Для присоединения требуется два таких элемента для каждого уровня.

Третий способ

Чтобы каркас металлической арматуры был более прочным, в углах и стыках устанавливаем П-образные элементы.

Ширина таких элементов соответствует ширине арматурного каркаса, а длина составляет не менее 50 диаметров продольного арматурного стержня. Эти элементы вяжутся у основных продольных стержней открытой частью буквы «П» по направлению от угла.

Для усиления угла нужны два таких элемента (на каждом горизонтальном уровне), для стыка — по одному элементу на уровень.

Армирование тупых углов

При сложной геометрии перемычки некоторые углы могут быть намного больше 90 градусов. Даже тупой угол необходимо армировать по специальным схемам, повышающим прочность каркаса. Есть два основных способа правильно укрепить тупые углы фундамента.

Правильное армирование углов – конструктивные нюансы

При армировании основных участков ремня необходимо соблюдать следующие требования:

  • использовать согнутую под прямым углом цельную арматуру;
  • избегать стыкового соединения усиливающих элементов несущего каркаса;
  • выполнить дополнительное крепление вертикальными стержнями;
  • соблюдайте небольшое расстояние между вертикальными стержнями.

Металлические железобетонные конструкции в углах подвергаются перпендикулярным нагрузкам. Чтобы обеспечить жесткость контура, необходимо уменьшить расстояние между вертикальными стержнями. На угловых участках он должен быть на 50% меньше аналогичных элементов, расположенных на прямых участках.

При проведении армирования необходимо соблюдать размеры, указанные в рабочей документации. Обратите особое внимание на следующие параметры:

  • интервал между вертикальными стержнями каркаса, который должен составлять 0,5-0,8 м;
  • диаметр арматуры 10-16 мм, необходимый для обеспечения сопротивления;
  • сечение поперечных элементов, равное 0,4-1 см;
  • расстояние от каркаса до края бетонной поверхности 40-50 мм.

Место возникновения складки необходимо предварительно нагреть
Правильно согните арматуру под прямым углом

Соблюдайте следующий порядок сборки пространственной конструкции:

  1. Установите вертикальные перекладины с интервалом 50–80 см на прямых участках.
  2. Соедините с ними горизонтальные элементы верхнего и нижнего уровней.
  3. Сделайте усиление углов, используя радиально изогнутую стальную арматуру.

При проведении работ важно обеспечить жесткость соединяемых элементов с помощью вязальной нити, а также правильно укрепить все участки основы ленты.

Анкеровка при перевязке

Выбор анкера зависит от типа арматуры и сечения конструкции. Гибка арматуры производится с помощью тисков или специального станка. Все типы арматурных анкеров и особенности их применения в углах:

  1. Наименее желательно в угловых стыках прямые. Только для брони. Это простая накладка и повязка. Но если перевязка произведена качественно, это допустимо для небольших построек. Важно добиться полной жесткости конструкции, если при заливке бетона заметны смещения, значит, укладка арматуры выполняется плохо.
  2. Стопа: конец стержня загнут под прямым углом.
  3. Крючок — складывание 180 °. Следовательно, конец прилегает к основной части стержня.
  4. Кольцо — стержень сложен пополам, кольцо в углу.
  5. Сварка шпал.
  6. Дополнительно применяется шайба или стальной уголок.

Последние два метода подходят только для фитингов, пригодных для сварки, а прямой анкер и шпунт подходят только для стержней разного диаметра.

Типы анкеров арматурных
Типы анкеров арматурных

Способы (схемы) вязки

Сначала об инструментах для вязания. Они ускорят работу и улучшат качество. Базовый:

Вязание крючком (бывает двух видов). Купите его на заводе или сделайте самостоятельно.

Пистолет для арматуры Пистолет для вязания автоматически захватывает планку и автоматически завязывает ее. Супер! Правда, для домашних заданий его не купишь. Если у вас есть знакомый строитель, обратитесь к нему за такой деталью. Построить баню или дом нужно всего один раз, поэтому вкладывать деньги не выгодно.

Также используется отвертка с насадкой: быстро вращается, но иногда это не удобно…

Ну а теперь схема, а точнее схема. Следите за своими руками, как сказал волшебник:

  • вязание пучком без подтягивания вверх;
  • завязывание узлов в углах;
  • двухрядный узел;
  • крестообразный узел;
  • узел глухой;
  • крепление элемента коннектора:

Армирование ленточного фундамента своими руками

При укреплении фундамента не нужно изобретать велосипед — есть технологическая карта 94-04, которой следует придерживаться. Единственное отличие состоит в том, что на небольших объектах из-за небольшого объема работы многие операции выполняются вручную или с использованием более простых механизмов или устройств. Это никоим образом не должно влиять на конечный результат, так как надежность фундамента в целом зависит от качества выполнения той или иной операции. Используемый материал имеет большое значение, поэтому мы начнем с него наш рассказ.

Выбор арматуры

Периодическая сталь класса А-III (А400) применяется в строительстве как рабочая арматура для устройства внутрифундаментных рам. Цифра в маркировке означает, что предел текучести стали не менее 390 МПа.

Эта арматура имеет круглое сечение с двумя продольными ребрами и смежными поперечинами, изогнутыми по принципу трехзаходного винта. По внешнему контуру арматуры предусмотрены выступы, обеспечивающие ее надежное сцепление с бетоном. Именно из этих стержней следует строить рабочие и конструкционные пояса каркаса. Гладкую арматуру А1 можно использовать только в качестве стяжных балок (хомутов).


Принцип укладки фундаментного ленточного каркаса

Во многих европейских странах фитинги A400 считаются устаревшими, поскольку они не подходят для сварки. Там 30 лет назад перешли на арматуру с более высоким пределом текучести А500С, которую можно не только вязать, но и варить. Его можно отличить визуально, по структуре изгибов: в этом случае они касаются краев только с одного конца, а стыки и зазоры чередуются.


Разница между стержнями А400 и А500С

Арматура A500C используется при производстве сварных сеток, которые часто используются для ускоренной сборки фундаментов плит. Когда сетки готовы, остается только связать хомуты, а это сэкономит много времени. Для изготовления хомутов используется арматура меньшего диаметра и более низкого класса: АII (А300) и АI (А240) — все зависит от габаритов фундамента и конкретных показателей суммарных нагрузок.


Утопленные хомуты для цокольной ленты, устанавливаемые над фундаментной плитой

Хомуты, как и элементы, которыми соединяется арматура по углам фундамента, обычно загибаются в конструкции, но при желании можно приобрести готовые изделия. Без него не обойтись. То, что некоторые будущие строители выполняют ватку прутьев в углах, просто пересекая арматуру, является нарушением технологии, значительно ослабляя конструкцию и способно спровоцировать расслоение монолита.

Важно! Броня AIII изгибается под прямым углом по диаметру и только в холодном состоянии. Место изгиба нельзя подпиливать или нагревать, поэтому штанга не потеряет прочности.

Перед установкой фурнитуру необходимо обезжирить и очистить щетками от любых загрязнений. Ржавчина удаляется только там, где она отслаивается — если это просто сильный красный налет, он может оставаться на стержнях, так как он даже улучшает адгезию металла к бетону.

Схема армирования

При небольшом объеме работ — а тем более, когда фундамент в виде ленты, усиление монолита часто выполняется отдельными стержнями. Перед тем, как приступить к сборке каркасов, необходимо сделать следующее:

  1. Извлечение траншей с залитым фундаментом и фундаментом.
  2. Обеспечение удобного подъезда и парковочного места для кранов.
  3. Поставка инвентаря, оборудования и механизмов.
  4. Нарисуйте оси здания.
  5. Сборка опалубки.
  6. Поставка на объект комплектующих, сортировка и хранение пакетов в зоне обслуживания крана.

На больших строительных площадках приводные машины, установленные на строительных площадках, используются для правки, очистки, гибки и резки арматуры. При небольшом объеме работы вы можете сделать это полностью на ручном станке.


Ручной гибочный станок для арматуры

Фиксация арматуры

Отдельные стержни подаются вручную, чтобы привести их в рабочее положение. Сам процесс сборки состоит из следующих этапов:

  • После установки досок на дно опалубки выкладываются пластиковые заглушки. Они нужны для того, чтобы под нижним рядом рабочей арматуры образовался слой бетона толщиной не менее 70 мм. По бокам и сверху защитный слой может быть менее 35-40 мм.
  • Продольные стержни размещаются на зажимах и жестко скрепляются между собой поперечинами с помощью отожженной вязальной проволоки диаметром 1,2 мм.
  • Для удобства расстановки стержней и фиксации их в нужном положении используются временные металлические опоры.
  • Арматуру раскладывают в продольном и поперечном направлениях, а в местах пересечения стержни соединяют струбцинами соответствующей формы или сразу связывают нитью.
    Седловой упор для перекрещивающихся стержней
  • Для формирования защитных слоев по бокам устанавливаются зажимы в виде звездочки, конуса или специальной полосы с углублениями для армирования. Шаг установки 80-100 мм.
    Крепление с помощью фиксаторов бокового защитного слоя

Использование пластиковых хомутов для поперечного соединения арматуры удобно, но дороже. Поэтому чаще всего для этого используют вязальную нить. На весь фундамент может понадобиться всего 8-10 кг, при цене 86-93 руб. / Кг. Однако при использовании стержней диаметром более 16 мм их рекомендуется не вязать, а сваривать дуговой сваркой.

Несварные соединения стержней внахлест можно выполнять не только проволочными или пластмассовыми зажимами, но и с помощью винтовых соединений или обжимных втулок. Главное — обеспечить стык необходимой прочности.

Правильное армирование углов ленточного фундамента

Для стабильной работы конструкции очень важно, чтобы элементы каркаса были правильно совмещены. Рассмотрим основные положения методических указаний по проектированию железобетонных монолитов, состоящих из тяжелого бетона и стальной арматуры.

Схема внахлёст – прямые участки

лучше всего, когда соседние стержни соприкасаются друг с другом. Если это невозможно, допускается расстояние между ними не более 4 диаметров стержней. Расстояние между двумя параллельными стыками, находящимися на одном участке, не может быть менее 30 мм (в среднем это 2 диаметра арматуры).


Правила стыковки периодической и гладкой арматуры на прямых участках

При проектировании точное количество перекрытий определяется по формуле и зависит от диаметра арматуры и класса бетона, в массу которого она будет укладываться. В среднем это значение составляет не менее 30 диаметров; это как раз то же самое, что и все монтажники в частном строительстве. Прямые концы могут быть только у профильной фурнитуры, хотя на концах иногда предусмотрены петли. Гладкие упорные стержни (без ребер и резьбы) должны заканчиваться изгибом крюка.

Когда пролеты ленты не превышают 10 м, длина стержней позволяет привязывать арматуру только в углах фундамента. В противном случае необходимо убедиться, что стыки плетей или сварных сеток расположены на расстоянии друг от друга и не обращены друг к другу. Без разрыва можно стыковать только конструктивную арматуру, которая практически не участвует в работе на сжатие и растяжение.


Расположение рабочей и конструкционной арматуры в каркасе

При стыковке прутков диаметром более 10 мм предусматривается также поперечная арматура в зоне нахлеста. В его емкость можно установить зажим или скрутку. В качестве альтернативы в зоне сжатия устанавливается электросварная сетка, слегка изогнутая в форме канала. Если концы арматуры не прямые, а петлевые, то в петлю петли устанавливаются поперечины.

Варианты соединений арматуры в углах

Наибольшие нагрузки испытывают те участки ленточного фундамента, где балка поворачивается на 90 градусов и более или пересекается с встречной полосой. Правильное усиление изгибов фундамента оказывает большое влияние на функционирование каркаса в целом, поэтому обратим внимание на основные стыки.

Стыкование с загибом основной арматуры

Обвязка углов фундамента арматурой может производиться несколькими способами. Один из них заключается в том, что продольные стержни, как внутренние, так и внешние, загнуты на концах под прямым углом и соединены между собой витками проволоки с шагом, не превышающим половину основного шага поперечного якоря. Изгиб должен составлять не менее 50 диаметров арматуры, т.е для стержней d12мм это 60 см. Аналогичные соединения выполняются на всех уровнях каркаса.

Хомут Г-образной формы

Чтобы не погнуть основную арматуру или при недостаточной ее длине, слесари-монтажники приобретают Г-образные элементы отдельно и привязывают их к прямым продольным стержням. Принцип тот же: плечо изгибаемого элемента должно иметь длину не менее 50 диаметров соединяемых стержней. На каждую продольную штангу на всех уровнях рамы устанавливается крюк.


Привязка углов арматуры к фундаменту с помощью L-образных скоб

Этот метод часто сочетают с предыдущим. Например: на внутренней, более короткой линии, стержни загнуты, а на внешней, не имеющей длины, чтобы гнуться, устанавливаются соединительные скобы. Пример такого соединения элементов каркаса показан на следующей схеме.

Хомут П-образной формы

Для обвязки уголков можно использовать П-образные хомуты, ширина которых соответствует шагу рабочей арматуры в каркасе. Длина цанги всегда равна 50 диаметрам продольного стержня, и ее обрабатывают с загнутой к углу деталью. Всего на каждом уровне рабочей арматуры в каркасе устанавливается пара таких элементов.


Соединение арматуры по углам с помощью П-образных хомутов

Тупой угол

Если в здании есть эркеры или, например, терраса с трапециевидной конфигурацией, возможно, придется обойти тупой угол. Такое случается нечасто, но мы все равно расскажем, как подключить фурнитуру.

Для соединения рабочих стержней под углом более 90 градусов используются два метода:

  1. Придать торцам рабочей арматуры на гибочном станке необходимую геометрию.
  2. Использование накладных элементов, согнутых под необходимым углом.

Главное — соблюдать величину перекрытия основной арматуры с нанесенным элементом, которая одинакова для всех типов соединений. В обоих случаях соединение усиливается сшивкой.


Крепление продольной арматуры под тупым углом

Оцените статью
Блог о фундаменте